«От книг к Черному морю: юные победители конкурса едут в Артек» — КГУ «Средняя школа № 4 города Тайынша» КГУ «Отдел образования Тайыншинского района»

«От книг к Черному морю: юные победители конкурса едут в Артек»

«От книг к Черному морю: юные победители конкурса едут в Артек»
Патриотизм… Какое глубокое и многогранное чувство скрывается в этом слове! Лично для меня, человека работающего с детьми не просто формальное понятие и не заученный лозунг. Это живое, трепетное биение сердца, наполненное любовью к родной земле, гордостью за ее историю, культуру и достижения, а также глубокая ответственность за ее настоящее и будущее.
Патриотизм начинается с малого — с любви к своему дому, улице, городу, к близким людям, родному языку, к истории своей семьи и к истории Отчизны. Это чувство общности с теми, кто жил до нас, кто строил и защищал эту землю, и с теми, кто живет рядом сегодня, разделяя наши радости и печали.
Патриотическое воспитание в библиотечной работе играет ключевую роль. Библиотекари подобно заботливому садовнику, который взращивает в юных сердцах семена любви к Родине, ее героическим предкам, создавая атмосферу уважения к прошлому, бережного отношения к культурному наследию и воспитание чувства гордости за достижения предков и современников. Хотя патриотизм часто ассоциируется с большими событиями и национальной гордостью, но его корни глубоко уходят в семейное воспитание, именно в семье закладываются первые кирпичики этого важного чувства. Семейные праздники, совместное чтение книг об истории страны, просмотр фильмов о выдающихся соотечественниках, посещение памятных мест – все это способствует формированию эмонациональной связи с родиной. Воспитание ребенка – читателя — это непрерывный процесс и что самое главное, в эпицентре воспитания книга и чтение играет немалую роль. Для меня как для библиотечного работника особую роль играют разнообразные конкурсы по форме и содержанию, охватывающие различные виды творчества и деятельности.
В год 80 — летия Победы наши читатели приняли участие в Международном военно – патриотическом конкурсе «Мы помним, мы гордимся» в котором участвовало около 500 детей из разных стран.
Наши конкурсанты удостоены Дипломов высшей степени! Это заслуженная награда ребят – читателей, в свои творческие работы они вложили свой талант, усердие и глубокое уважение к подвигу нашего народа, что вызвало восхищение у жюри конкурса, в состав которого вошли представители театрального искусства и живописи. В видеоработу каждого участника вложено всё и артистичная игра, художественные работа, раскрывающая сюжет литературного произведения, великолепное чтение и сценические миниатюры. Ярким , харизматичным и
необычайно талантливым мальчиком является Артём Жуков, он практически вырос в библиотеке, начиная свое взросление с детского клуба «Малышок». С самого раннего детства он проявлял удивительную способность к лепке из пластилина. Его еще маленькие ручки словно обладали волшебной силой, превращая бесформенную массу в удивительные фигурки. Как сейчас помню тот день. Это было летним июньским днем, вместе с бабушкой Еленой Освальдовной, Артем переступил порог детского отдела Центральной районной библиотеки. Поначалу первые занятия по скорочтению не особо вызывали интереса и энтузиазма у него, поэтому в минуты отдыха он подходил к полочке, где лежал пластилин и начинал лепить простых человечков, зверушек и мультипликационных героев. Сначала это были простые фигурки, но с каждым днем росло его мастерство. Вот так, просто за чтением книг он потихоньку воплощал свои пластилиновые фантазии, сперва с библиотекарем Анжеликой Владимировной, а дома с мамой Натальей Ивановной. Он мог часами сидеть за столом, увлеченно создавая свои детские шедевры. Затем потихоньку, ненавязчиво был вовлечен в проведение массовых мероприятий. Как и другие ребята – читатели , он вместе с библиотекарями читал и лепил героев сказок, по которым было подготовлено несколько сказочных видео – журналов из серии «Пластилишки и книжки», его видеоработы назывались «Пластилиновая сказка», где Артем был одновременно гостем, актером и созидателем персонажей. Артем любит мастерить поделки и лепит прекрасные пластилиновые и глиняные скульптуры. Сейчас для него это не просто время досуга и хобби, а настоящее искусство, он может часами сидеть за столом, увлеченно создавая свои детские творения. В его руках пластилин, глина или тесто становится живым, обретая форму и характер. Мама и бабушка Артема, замечая его талант стали всячески поддерживать его увлечение. Они покупали ему новые наборы пластилина, глину, инструменты для лепки, чтобы за своим рабочим столом он мог спокойно заниматься любимым делом. Несмотря на творческое мастерство, Артем посещает спортивные секции, любит гонять на велосипеде и является читателем отдела детской литературы ЦРБ
Еще Артем неоднократный участник и победитель больших международных конкурсов по чтению и декоративно – прикладному творчеству. В прошлом году по книге года детского писателя Б. Сокпакбаева создал книжную миниатюру — «Чемпион», вылепив главного героя книги спортсмена – Мурата, дополнив свою композицию боксерским рингом и макетом книги автора.
В 2024 году в год 225 – летнего юбилея классика русской литературы А. С. Пушкина наши читатели приняли самое активное участие в Международном конкурсе «Чудные мгновенья» и стали победителями, творческая видеоработа Артем Жукова заняла ІІ призовое место.
Прекрасную рецензию по творческой работе «А. С. Пушкин и его Лукоморье» сделал член Союза художников Казахстана, скульптор – миниатюрщик Джунусов Руслан Рыспаевич. Вот что он написал : — «Артем выдержал соотношение размеров фигур, вылепленных из пластилина. Скульптура А. Пушкина и героев его сказок поражает сходством и передает пластику движения. Я представляю, какой должна быть работа победителя, если работа Артема превосходна!»
Впервые он участвовал в Международном китайском конкурсе «Китарама» в 2021 году. Под чутким руководством библиотекаря сделал композицию «Священный дракон и принцесса» и стал победителем конкурса «Китарама», награжден дипломом и ценными подарками от учредителей конкурса, это была первая победа Артема в международном конкурсе, а теперь он только советуется с нами и творит свои шедевры сам.
Конкурсы, в которых участвует молодое поколение, несут в себе глубокий и многогранный посыл. Международный конкурс «Мы помним, мы гордимся» 2025 года посвящён историческим событиям и героям Великой Отечественной войны.
И что интересно, знакомясь с положением конкурса в мыслях Артема, сразу возник выразительный образ фигуры Родины – матери, которая призывает своих сыновей на защиту Отечества. Во время поездки на поезде, путешествуя с ребятами в 2023 году в «Артек», ему врезалось в память освещенная скульптура женщины из динамичной композиции, вошедшей в мемориальный комплекс » Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане
Для него оно стало сильным впечатлением, которое впоследствии, нашло такой творческий выход. Было пересмотрено много вариантов художественных произведений, но он выбрал для чтения стихотворение Игоря Артюхова «Родина — мать, зовёт «, в котором олицетворена сила духа советского народа, его стойкость в борьбе с фашизмом. Стихотворение напоминает нам живущим, как хрупок этот мир, как страшны события ушедшей войны, которые происходили на многострадальной земле и о цене, которую заплатил советский народ за Великую, выстраданную Победу над фашисткими захватчиками.
Для номинации конкурса: «Декламация и художественная работа», Артём воплотил впечатляющий и символичный образ. Статуя «Родина — Мать, зовет» — это символ героизма и патриотизма. Женщина с мечом — это олицетворение страны — родины, призывающей своих сыновей на её защиту, выражение её лица и поза статуи передают мощь, силу и решительность.
Выбор Артёма — это прекрасная возможность проявить свой творческий талант, выразить чувство гордости за своих предков, восхищение мужеством защитников Сталинграда и сыновний долг — отдать дань уважения Героям Великой Отечественной войны. Видеоработа Артема Жукова удостоена Диплома І степени
В лучах заслуженной славы есть имена еще одних юных победителей, чьи сердца и души оказались созвучны великому подвигу нашего народа в годы Великой Отечественной войны. Они живут в нашем небольшом городке, сейчас всех их объединяет не только хорошая дружба, но и общий конкурс. Эти талантливые ребята не просто представили творческие работы и прочитали литературные произведения — они пропустили через себя боль и героизм тех страшных лет, сумев донести до зрителей и жюри всю глубину и значимость подвига.
Эти трое замечательных ребят, читатели нашей библиотеки, мальчик по имени Никита и две очаровательные девочки – Настя и Арина.
Арина Михель и Настя Брумм , настоящие маленькие звездочки сцены, их звонкие голоса не раз завораживали всех тех, кто их слышал, очень артистичны и обаятельны. Своей яркой подачей они покорили жюри конкурса.
Для маленькой Насти и Максима Брумм двери в удивительный мир библиотеки впервые распахнула мама – Елена Александровна. Держась за мамину руку, Настя впервые вошла в зал, наполненный шелестом страниц, глаза Насти были наполнены удивлением, любопытством и как мне показалось нежеланием читать. Елена Александровна сама любит читать книги, они ей приносят радость, умиротворение и старается приучить к чтению своих детей.
Сначала Настя рассматривала обложки книг, на которых были изображены сказочные принцессы, смелые рыцари и забавные зверята, затем в библиотеку она уже пришла с младшим братиком. Помню как Максим подпрыгивал от нетерпения, крепко держа мамину руку, мы – библиотекари с удовольствием наблюдали как маленький , шустрый Максим уселся на мягкий пуфик в детском отделе и стал увлеченно рассматривать картинки. Время от времени он поднимал глаза от книги и бросал взгляд на маму и сестренку. Вот так шаг за шагом Настя стала нашей постоянной читательницей, активно участвуя в жизни библиотеки. Однажды Настя подумала о своей лучшей подруге Арине Михель, дружат они с самого раннего детства, учатся в одном классе, а еще, сыграл яркий пример того, что в 2023г Настя стала победителем Международного конкурса «Кладовая солнца» по творчеству Пришвина.
И вот однажды Настя привела Арину в библиотеку. Арина, скажу: девочка не робкого десятка, девочка лидер по натуре, она прекрасно читает. У них много общего; ярко вырисовываются лидерские качества, обе любят рисовать, лепить из пластилина и танцевать, с превеликим удовольствием они посещают хореографические занятия в детской школе искусств.
Их объединяет не только дружба, но и любовь к спорту, к движению, к преодолению себя, свою необъемлемую энергию они вкладывают в тренировки. Со временем простые визиты в библиотеку для Насти и Арины переросли в нечто большее, заметив их неподдельный интерес и энтузиазм, библиотекари стали привлекать девочек к организации различных мероприятий. Подружки стали активными участницами всех библиотечных событий.
Просматривая на сайте Артека видеозарисовки, увидела нашу Анастасию, в ее глазах горел самый настоящий огонь борьбы, воинственно, усердно, на последних минутах эстафетной игры, она, просто вырывает победу у команды соперников. Каждое ее движение дышало силой и целеустремленностью.
Глядя на этих целеустремленных девчонок, становится ясно: они готовы вложить в задуманное всю свою энергию, силу духа, преодолеть преграды и сражаться до победного конца. Анастасия Брумм и Арина Михель стали дипломантами І степени, сегодня их объединило не только девичья дружба, школа, класс, их объединил «Артек».
На конкурс «Мы помним, мы гордимся» Анастасия Брумм выбрала стихотворение Ольги Борисовой «Письмо Кати Сусаниной» — это пронзительное произведение, основанное на реальной истории трагической гибели молодой девушки во время Великой Отечественной войны, произошедшее на оккупированной территории Белорусской ССР. Оно представляет собой поэтическую интерпретацию предсмертного письма Кати Сусаниной, найденного в 1944 г в разрушенном доме в городе Лиозно. Наша задача была показать не только ужасы войны, но и ее влияние на судьбы людей, особенно детей. Прочтение стихотворения было решено полностью инсценировать, так как оно идет от лица героини. Образ Кати Сусаниной наполнен трагизмом и вызывает глубокое сочувствие. Трагическую силу накала сюжета придали через создание атмосферы того времени, что придало особую достоверность и эмоциональную силу. Настя своей игрой и чтением смогла очень точно передать всю боль девочки – Кати Сусаниной, ее страдания и переживания. Стихотворение и само письмо вызывает сильные эмоции — скорбь, гнев, сочувствие, оно служит напоминаем о цене, которую заплатили дети – войны. В целом, «письмо девочки» — это свидетельство последних мгновений жизни, наполненных болью, страхом и отчаянием, но также и призывом к мести.
Свой рисунок Настя создала вдохновленный стихотворением О. Борисовой, и он стал мощным визуальным отражением трагических событий и эмоций, которые заложены в произведении. На рисунке изображена девочка Катя, ее лицо наполовину закрыто ладонью, через незримые детали явно выражаются страдания, слезы, раны, тело девочки исхудавшее, ноги босы и в ссадинах. Чуть поодаль горящие дома, все в черно — серых тонах, только из – за туч проглядывает кроваво – желтое солнце все это передает атмосферу ужаса смерти. На левом крае рисунка изображены люди, но это только символические элементы людей , показывающие сломанные и оборванные человеческие души. Большой контекст рисунку придают книги, лежащие на земле – все это символизирует разрушительную силу войны и уничтожение человеческого достоинства.
Тематику войны Настя продолжила творческой работой «Вечный огонь» в парке Победы, а чуть поодаль Настя установила памятник — героическая реликвия Великой Отечественной войны «Танк Т- 34».
Арина выбрала на конкурс стихотворение Ольги Киевской «Баллада о матери»- пронзительное произведение, посвященное теме материнской любви и трагедии войны. В центре стихотворения – безграничная любовь матери, готовой на любые жертвы ради своих детей. В сюжет стихотворения положена военная трагедия, война представлена как жестокая сила, разрушающая семьи и отнимающая жизни. Художественные особенности стихотворения – это выбор, прежде всего нравственный выбор в экстремальных обстоятельствах. Женщина — мать в нем открыта как символ самоотверженности, глубокой любви и силы духа, образ сыновей символизирует жертву войны и невинность. Смертью, несправедливостью и разрушительной силой наделен немецкий офицер.
Замечательно то, что Арина прониклась стихотворением и свои ощущения и впечатления передала через пластилиновые фигурки! В композиции отражена сцена расстрела, своим детским восприятием она попыталась передать весь ужас происходящего и эмоциональное состояние героев.
В дополнение к пластилиновой композиции она подготовила серию рисунков на тему войны и Победы в Великой Отечественной войне, один из рисунков интерпретировал сюжет стихотворения Ольги Киевской.
Поэтическое произведение «Баллада о матери» пропитано болью, кровью, страданиями и величием материнской любви. На мой взгляд , Арина, смогла передать весь эмоциональный накал, это не просто стихотворение о войне, это гимн материнской любви, способной преодолеть любые испытания и жертвы ради своих детей. В финале видеоработа дополнена трагической мизансценой «Скорбь матери».
Еще один наш участник и победитель конкурса — Никита Бура, воспитанный, очень целеустремленный и эрудированный мальчик, участник и победитель школьных олимпиад по математике и литературе. Любит читать книги по анатомии, биологии, с большим интересом смотрит телевизионные программы посвященные охране здоровья человека, одним словом: кладезь знаний, любит интеллектуальные игры, играть в гандбол, волейбол и баскетбол. Юниорская команда, в которой играет Никита, не раз становилась призером соревнований – это не только повод для гордости, но и отличная мотивация для дальнейших спортивных успехов.
Любовь к спорту, которую испытывает Никита, помогает ему преодолевать трудности и стремиться к новым вершинам, таким образом он укрепляет не только свое тело, но и воспитывает характер, учит дисциплине и твердости силы духа. Никита с самого раннего детства мечтает стать хирургом, с каждым днем он для себя открывает что — то новое и приближает свою мечту. И сегодня между страницами книг и мечтой о скальпеле, он находит небольшую минутку для вдохновения. С большим удовольствие м срисовывает понравившиеся ему иллюстрации. Книги открывают перед ним мир знаний, а стремление стать хирургом наполняет его жизнь смыслом и целью. И кто знает, возможно, в будущем мир увидит талантливого хирурга Никиту, чьи знания, эмпатия и твердая рука спасут не одну человеческую жизнь. Но это будет впереди, а сейчас к конкурсу он выбрал стихотворение Михаила Владимова «Великий май». Стихотворение пронизано чувством глубокой благодарности, уважения и восхищения подвигом солдат – простых тружеников страны. Читая это стихотворение, Никита отдает дань памяти и уважения поколению, одержавшему победу в Великой Отечественной войне, чей подвиг обеспечил мирную жизнь для последующих поколений, которые должны помнить и ценить это. Он сумел подчеркнуть величие их подвига и в своих рисунках. К литературному произведению он написал два рисунка: «Здесь шел священный бой без правил, здесь реки крови протекли» и «Ради мира, во имя жизни…Солдат на подвиги готов». На первом рисунке Никита изобразил бой — атаку советских солдат, вернее изображение отдельных солдат в бою. Цветовая гамма, детали рисунка – всё это создало определенное настроение и усилило эмонациональное восприятие стихотворения.
Очень трогательным и символичным стал второй рисунок «Ради мира на земле…», где солдат взял на руки маленького ребенка, таким образом, спасая его от ужасов войны, лично для меня очень сильная иллюстрация милосердия, человечности и надежды на мир. Этот образ резко контрастирует с картиной боя и показывает другую, не менее важную сторону войны – страдания мирных жителей и стремление защитить самое ценное — детство. Выбор Никитой именно двух контрастных рисунков, дополняющих друг друга образов, говорит о его зрелом понимании темы войны и победы. Он смог показать многогранность этих событий, через творчество, ведь война — это не только сражения, но и разрушенные судьбы и что самое главное — важность мира для будущих поколений. Безусловно, жюри оценило такую глубину и эмонациональность в его в творческих работах, через призму искусства.
Своим чтением и визуальной подачей, а также рисунками, нарисованными в тематику стихотворения, он полностью раскрыл сюжет произведения, и еще раз напомнил нам живущим о цене мира и важности памяти тех, кто его завоевал.
Искренность чувств, простые слова и лаконичность сделали стихотворение трогательным, автор неоднократно подчеркивает подвиг старшего поколения, родившихся в начале ХХ столетия. Уже несколько поколений выросло после войны, наши прапрадеды и прадеды были свидетелями тех страшных событий, но несмотря на это, юное поколение в полной мере ощущает плоды Великой Победы, которая досталась кровью и потом, война задела своим черным крылом каждую советскую семью и в каждой семье хранится семейная реликвия – фотографии, письма, похоронки, документы участника ВОВ.
Талант – это лишь искра, которую необходимо поддержать упорным трудом, а победа – это большое достижение, которое свидетельствует о слаженной работе всех участников и, конечно же, о немалом вкладе сотрудников детского отдела Центральной районной библиотеки.
Их первые дипломы и заслуженные первые места – это не просто награда за мастерство исполнения, это признание их чуткости, и способности проникнуть в самое сердце истории. каждая представленная работа, будь то рисунок, скульптура, стихотворение и театральная миниатюра , дышала уважением к подвигу солдат, к мужеству тружеников тыла, к боли матерей и детей, чьи судьбы опалила война.
Участие в конкурсе не только подарило им новые навыки и уверенность в себе, но и сблизило еще больше, они репетировали вместе, поддерживали друг друга и радовались успехам, а когда получили Дипломы победителей , их радости не было предела. Главным призом конкурса стала путевка во Всероссийский детский центр «Артек» — легендарное место, где собираются талантливые и одаренные дети со всех стран мира. Мечта побывать в «Артеке», о которой некоторые только слышали, стала для них реальностью.
Поздравляем команду читателей – конкурсантов с замечательным достижением! Желаем им не останавливаться на достигнутом, продолжать развиваться и покорять новые вершины и пьедесталы. Конкурсы — это отличный пример для всех, кто любит труд, азарт и стремится к победам.
Инна Шевелёва, заведующая отделом детской литературы ЦРБ
г Тайынша.
Северо Казахстанская область








Поделиться с друзьями
КГУ «Средняя школа № 4 города Тайынша» КГУ «Отдел образования Тайыншинского района»